Аннотация
В проекте представлен вариант построения ветроэнергетических установок разной мощности, предназначенных для бесперебойного энергоснабжения потребителей в местностях со слабыми ветровыми потоками. Основное внимание уделено обеспечению высокой энергоэффективности и простоты конструкции как основы высокой надежности и приемлемой стоимости. Работоспособность при слабых ветрах обеспечена оригинальной конфигурацией лопастей турбины, использующей эффект буера, что позволяет турбине вращаться со скоростью, в разы превышающей скорость ветра.
Повсеместное распространение ветроэнергетических установок (ВЭУ) малой мощности в России ограничено их высокой стоимостью, малой энергоэффективностью и неработоспособностью при малых скоростях ветра. Например, классические ВЭУ с горизонтальной осью вращения непригодны для работы при скорости ветра ниже 5,5 м/с.
Традиционные ВЭУ ориентированы на обеспечение стабильного выходного напряжения и/или выходной частоты электрогенератора, что неизбежно ведет к ограничению диапазона рабочих скоростей ветра, к потере энергии ветра на обеспечение этой стабилизации и к усложнению конструкции ВЭУ. Кроме того, коэффициент использования энергии ветра (КИЭВ) пропеллерных ветродвигателей сильно зависит от конструкции лопастей. Производство высокоэффективных пропеллерных ВЭУ предполагает сложную технологию и соответственно высокую стоимость производства. Вследствие этого, соотношение стоимости и энергоотдачи традиционных ВЭУ малой мощности /до 100 кВт/ неприемлемо для основной массы потенциальных потребителей.
Например, автономный мобильный ветроэнергетический комплекс «Жаворонок», выпускаемый ЗАО «Московские озонаторы», при номинальной мощности 30 кВт предлагается по цене от 210 000 $, а автономные ВЭУ, выпускаемые НПГ «САНМЕТ» (Москва) предлагаются по удельной цене от 2700 $ на 1 кВт их номинальной мощности и работоспособны они при скоростях ветра от 4,5 м/с. В Средней полосе России среднегодовая скорость ветра колеблется от 3,8 м/с до 4,5 м/с, что исключает применение этих установок.
Ещё одним недостатком ветрогенераторов с горизонтальной осью является высокий уровень шума.
В итоге, в связи с постоянным ростом стоимости энергоресурсов потенциальный рынок ВЭУ малой мощности в России растет, а его потребности не удовлетворяются. Необходимы простые с точки зрения монтажа и эксплуатации ВЭУ высокой энергоэффективности, работоспособные при малых скоростях ветра. Проект высокоэффективных ВЭУ нового поколения, работоспособных при скорости ветра от 1,5 м/с реализован в ветродвигателе вертикального вращения с эффектом буера.
Предлагаемое нами решение позволяет обойти вышеуказанные проблемы.
Существует несколько вариантов применения продукта:
Рынок продукта
Потребителями продукта могут быть любые объекты, нуждающиеся в электроэнергии. Основные сферы применения:
1) Энергоснабжение удаленных объектов, например:
2) Освещение трасс шоссе и дорог в любом месте с применением на каждом осветительном приборе малого ветрогенератора или отдельно стоящего, на группу приборов.
3) Энергоснабжение судов и и других транспортных средств.
4) Простота и скорость монтажа, возможность доставки в любую, в том числе труднодоступную местность, штатными средствами передвижения, позволяет использовать ветроэлектростанцию при чрезвычайных ситуациях, в зонах бедствий и разрушений.
Основные характеристики продукта
Основой проекта является ветродвигатель вертикального вращения с авторской конфигурацией лопастей турбины, использующей эффект буера, что позволяет турбине вращаться со скоростью, в разы превышающей скорость ветра.
Вертикальное расположение вала позволяет получить больше мощности с единицы площади, устраняет необходимость ориентации по ветру, облегчает установку и эксплуатацию.
Авторское решение конструкции турбины и лопастей, позволяет снимать полезную нагрузку при низких скоростях ветра - от 1,5 м/с и уверенно работать от 2,5 м/с.
В конструкции применен "буерный эффект" (работа паруса при движении определенным курсом) за счет чего, скорость вращения турбины выше скорости ветра.
Конструкция ветродвигателя идеально проста не требуют редких, особых, специальных материалов, узлов и деталей. выполнена с применением серийно выпускаемых материалов и комплектующих.
Узел сопряжения с электрогенератором выполнен на базе серийно выпускаемого редуктора, применяемый генератор (Г290Г), мощностью 4 кВт, так же серийный.
В гибридном гидро-ветро комплексе, вращение понтонов, осуществляется энергией потока реки. Понтоны могут собираться группами или использоваться по отдельности, в зависимости от объемов конечного потребления. Понтоны не требуют для установки больших глубин и могут быть установлены на судоходных реках, не мешая судоходству. в зимний период вода вокруг вращающихся понтонов не будет замерзать при температурах до -15С. При более низких температурах, возможен выброс специально накопленного атмосферного воздуха в воду, через форсунки, расположенные по окружности понтона, что в совокупности с вращением не даст замерзать воде вокруг понтонов до -35С.
Ветродвигатель изначально конструировался как основной судовой двигатель. При эксплуатации допускает значительные отклонения от вертикали. Позволяет снимать полезную нагрузку при низких скоростях ветра, от 1,5 м/с. Допускает использование в качестве материалов лопастей турбины, эластичные материалы, такие как ткань, и твердые, такие, как углепластик. Любая сила ветра, допустимая для использования в качестве движущей для парусных транспортных средств, может быть использована для получения адекватной мощности от заявляемого ветродвигателя. В конструкции использован буерный эффект, что позволяет турбине вращаться с линейной скоростью, превышающей скорость ветра в несколько раз. Общая площадь парусного вооружения турбины, может быть равна площади допустимого парусного вооружения для данного типа плавсредства (или другого средства передвижения).
Применение ветродвигателя подобного типа в судостроении, позволяет сочетать энергонезависимость и автономность парусных судов, с комфортом и легкостью управления моторных плавсредств. Это сочетание достигается независимостью от направления ветра и отсутствия необходимости в лавировании и галсовке. Кроме того, возможно перемещение в штилевую погоду, за счет накопленной электроэнергии или других видов аккумулирования энергии, плюс соответственно комфорт обитания, за счет большой, не требующей энергоносителей энерговооруженности.
Отдельным направлением проекта может являться разработка и выпуск сверхмалых ветроэлектростанций, мощностью менее 1кВт, для применения в качестве источника энергии для осветительных приборов.
Такие генераторы возможно устанавливать на каждом столбе и использовать для освещения автодорог, трасс и улиц на всем протяжении, без необходимости подводки электроэнгергии. Крылья турбин станций в этом варианте жесткие. Станции оснащены аккумуляторами и автоматикой. Профилактика и ремонт, нужны не чаще, чем смена перегоревшей лампочки.
По сравнению с классическими схемами, ветродвигатель практически бесшумный.
В проект изначально заложена максимальная простота изготовления, высочайшая надежность и ремонтопригодность, низкая себестоимость, использование типовых и серийных материалов, узлов, комплектующих. Возможность быстрого развертывания из сложенного состояния. Возможность складывать конструкцию, в том числе, возможность применения телескопической мачты.
Ветрогенератор легко монтируется и демонтируется силами 2 человек. В демонтированном виде разбирается и пакуется в габариты, пригодные к перевозке автомобилем типа "Газель".
Себестоимость ветрогенератора, без учета оплаты труда, фантастически мала.
Опытный образец
Имеется образец ветродвигателя расчетной мощностью 3-4 кВт при скорости ветра до 5 м/с и более 6 кВт при скорости ветра от 5м/с, реально работающий в полевых условиях. Габаритные размеры с генератором 4 кВт:
- высота - 8,5 м.
- диаметр - 4 м.
- установочное "пятно" - 1 м.
Данный образец, в реальных условиях автономного существования, тестируется с различными типами генераторов разной мощности.
Стадия разработки проекта
Имеется действующий образец ветродвигателя, (вышеозначенных размеров) оснащаемый генераторами различной мощности, в том числе 4 кВт (Г290Г), проходящий испытания в полевых условиях.
Расчеты мощности и зависимость мощности от размеров производились на основе данных, полученных при постройке разновеликих моделей.
На данный момент отсутствует теоретическая база и научные обоснования, выраженные в формулах.
Нет расчетов по прочности, при изготовлении использовался эмпирический опыт и выкладки по ветродвигателю Дарье лаборатории Sandia.
Отсутствуют расчеты и необходимая для "легализации" (получение сертификатов, справок и пр.) документация.
Дальнейшее развитие проекта
1. С учетом полученных в ходе испытаний данных, разработать три модификации ветроэлектростанции – на 2, 4, 8 кВт, в стационарном и мобильном вариантах. Произвести закупку, испытания и отбор необходимого для комплектации электростанции оборудования, в том числе аккумуляторов, инверторов, контрольно измерительных приборов, ориентируясь при отборе на необходимые качества, такие как отказоустойчивость, ремонтопригодность, вес, размер и т.п.
2. Выпустить мелкую серию каждого варианта, для предоставления на безвозмездной основе заинтересованным потребителям, в первую очередь МЧС.
3. С учетом рекомендаций и замечаний от потребителей, разработать окончательные варианты модификаций.
4. Начать серийное производство и реализацию.
5. Одновременно с пунктом 1, выполнить опытный образец несущего понтона, оснащенного гидродвигателем для размещения на нем 3 ветродвигателей мощностью 8 кВт.
6. К окончанию работ по пункту 3, разработать, с учетом данных пункта 5, варианты понтонов трех основных типоразмеров на 4, 8, 12 ветродвигателей.
7. Выполнить мелкую серию понтонов на 4 ветродвигателя, и провести их испытания в полевых условиях.
8. Одновременно с пунктом 3, выполнить прототип ветродвигателя для плавсредств, в качестве основного источника энергии.
9. Провести испытания прототипа (пункт 8) в полевых условиях.
10. Определить реки и конкретные места, для размещения гибридных гидро-ветро станций их типоразмер с учетом наличия и потребностей в электро- и теплоснабжении конечных потребителей.
11. С учетом данных по пункту 7, начать производство гибридных электростанций и их размещение согласно пункта 10.
12. Начать продажу электроэнергии и тепла, вырабатываемых гибридными электостанциями.
13. Одновременно с пунктом 11, выполнить доработку судового ветродвигателя и смонтировать на заранее изготовленных/приобретенных плавсредствах.
14. Начать продажу плавсредств, оборудованных ветродвигателем.
Обновлено (30.03.2011 23:40)
Copyright © 2009, проект СМИТC.
All Rights Reserved.